***
Что такое кривая забывания и как помочь студентам запомнить информацию надолго
Несложные рекомендации помогут облегчить процесс усвоения знаний.
ИСТОЧНИК
Вспомните, как многие готовятся к экзаменам в школе или университете: берутся за учебники за пару дней до сдачи и пытаются «проглотить» огромный объём информации разом. После того как заветная оценка получена, только самые усердные из студентов через неделю могут воспроизвести хотя бы пару тем курса, а через несколько месяцев и они вряд ли вспомнят хоть что-то.
Этот процесс потери полученных знаний объясняет теория о кривой забывания Германа Эббингауза. Мы решили разобраться, в чём её суть и можно ли использовать концепцию немецкого учёного так, чтобы помочь людям (например, вашим студентам) усвоить материал по-настоящему прочно.
Что такое кривая забывания и достоверна ли эта теория
Концепцию кривой забывания немецкий учёный
Герман Эббингауз сформулировал ещё в конце XIX века в монографии «О памяти» (оригинальное название на немецком — Über das Gedächtnis). Чтобы оценить возможности человеческой памяти, автор проводил опыты как на себе, так и на своих студентах. Участники экспериментов заучивали бессмысленные слоги, используя различные техники запоминания, а Эббингауз засекал время и наблюдал за тем, как скоро испытуемые забывают эту новую для них информацию.
Он обнаружил, что через 20 минут после заучивания студенты помнят лишь 60% слогов, спустя девять часов — 40%, а через месяц — чуть больше 20%. Эта зависимость и получила название кривой Эббингауза.
Можно увидеть, что наибольшие потери информации происходят практически сразу после заучивания (теряется 40%, остаётся 60). Без закрепления и повторения мы не способны удержать знания даже на относительно короткое время.
Кроме того, учёный сравнил результаты своих опытов по заучиванию бессмысленных слогов с заучиванием равного по объёму связного текста — «Дон Жуана» Байрона. Оказалось, что поэма забывалась медленнее, чем набор слогов, однако кривая выглядела так же: с течением времени всё равно удавалось воспроизвести гораздо меньше выученного материала.
Стоит ли сейчас доверять результатам экспериментов, которые провели больше века назад? Ведь не все их детали хорошо задокументированы, поэтому сложно оценить сейчас достоверность выводов. Известны случаи (как, например, с «пирамидой Дейла»), когда теории учёных прошлого доходят до нас с искажённым смыслом, но многие практики продолжают на них опираться.
Правильность выводов Эббингауза подтверждена современными исследованиями. В работе 2015 года нидерландские учёные Джаап Мурр и Джори Дрос воспроизвели эксперимент и получили схему, очень схожую с концепцией Эббингауза. В заключении исследователи упомянули новаторство немецкого учёного: уже в 1880 году тот опирался в своих выводах на математику и статистику, а также установил новые стандарты проведения психологических экспериментов.
Довольно долго в научном сообществе шли споры по поводу того, как кривая забывания соотносится с тем, что происходит в случае самых примечательных событий. После ряда исследований учёные вывели понятие «воспоминаний-вспышек» — то есть воспоминаний о моменте, когда человек впервые узнал о чём-то неожиданном (например, о теракте). Выяснилось вот что: хотя людям кажется, будто они хорошо помнят всё о значительном событии, детали всё же со временем забываются.
Почему забывать на самом деле полезно
Человеческий мозг способен на многое, но его возможности хранить и вспоминать конкретную информацию ограничены. Забывание — на самом деле очень полезное качество человеческого разума. В качестве аналогии можно привести принцип работы компьютера: если его память занята слишком большим объёмом данных, он начинает медленнее работать, пока вы не освободите диск. Мозг делает такую «самочистку» автоматически, убирая из памяти «ненужную» информацию. Так что забывание можно считать своеобразной гигиеной.
Но есть одна неприятная проблема. Иногда мы не можем вспомнить действительно важную информацию, которую полезно держать в голове, — например, изученные темы.
Здесь нужно упомянуть о том, что у человека есть оперативная (рабочая) и долговременная память. Первая довольно сильно ограничена в объёме, и сознание оперирует ею для выполнения конкретных задач. Это как раз та ситуация, когда студент зубрил билеты к экзамену, а после сдачи забыл почти всё выученное. Чтобы информация действительно сохранилась, она должна попасть в долговременную память. Именно благодаря ей некоторые взрослые всё ещё с лёгкостью наизусть декламируют «Бородино» Лермонтова.
Способны ли эти знания о памяти и теория кривой забывания помочь лучше запоминать информацию? Давайте разберёмся.
Как запоминать информацию надолго
Эббингауз не только вывел кривую забывания, но и обозначил некоторые факторы, которые влияют на нашу память. Принимая их во внимание, можно выстраивать подачу информации так, чтобы студенты эффективнее усваивали материал.
1. Сделайте информацию осмысленной для слушателей
Если вы тщательно структурируете материал, который студентам нужно усвоить, так, чтобы он стал ясным, значимым и логично выстроенным, им будет намного проще его запомнить.
Проводите ассоциации между вашим предметом и тем, что учащиеся уже знают, помещайте изучаемую теорию в контекст. Это может быть массовая культура или быт, а в случае преподавания взрослым людям задача даже упрощается: у них уже накоплен собственный большой багаж знаний и опыта, который можно использовать. Постарайтесь объяснять сложные концепции на простых примерах.
Фото: Lisa F. Young / Shutterstock
2. Учитывайте важность повторений
С быстрым удалением свежей информации из памяти может бороться простое повторение. Самый оптимальный момент для того, чтобы начать повторять изученное, — уже через 20 минут после знакомства с этой информацией. Если мы взглянем на кривую забывания, увидим, что именно на этот момент приходится резкое падение линии в самом начале.
Да, после каждой сессии информация всё равно продолжит частично теряться, но забывание будет происходить медленнее. Эта техника запоминания заключается в повторении материала после определённых, постоянно возрастающих временных интервалов: например, через 20 минут, затем через час, после — через три часа, один день, три дня, неделю и так далее.
Тестирование гипотезы о пользе интервальных повторений в рамках когнитивной психологии началось в семидесятых годах прошлого века. Томас Ландауэр и Роберт Бьорк собрали группу студентов-психологов и проверили, насколько хорошо они запоминают связь «фотография человека + его имя». Гипотеза подтвердилась: постепенное увеличение интервалов действительно позволяло участникам эксперимента запоминать информацию надолго.
При этом важно понимать, что эта техника обычно изучается с точки зрения запоминания фактов, слов или формул. Насколько хорошо она работает в условиях усвоения более сложной информации, требующей размышлений, пока не ясно.
3. Давайте ученикам дополнительные упражнения
Существует термин «сверхобучение» (от английского слова overlearning), который описывает процесс отработки навыка даже после того, как человек уже отточил его до максимума. Например, если вы час практиковали на баскетбольной площадке трёхочковые броски, то лишние 15 минут занятий позволят вам лучше закрепить это умение.
Хорошо исследовано, как «сверхобучение» помогает тренировать моторные и зрительные навыки. С точки зрения усвоения информации это явление не так широко изучалось, однако учёные предполагают, что, например, при овладении иностранными языками или запоминании фактов оно работает даже лучше, так как здесь задействованы высшие когнитивные функции. Поэтому не будет лишним выделить больше времени для упражнений на закрепление пройденного материала.
***
Комментарии
Отправить комментарий