Лицей А. С. Пушкина в Царском Селе
«Нам целый мир чужбина. Отечество нам Царское Село» Александр Пушкин Императорский Царскосельский лицей (с 1843 по 1917 годы — Александровский лицей) — привилегированное высшее учебное заведение (университет) для детей дворян в Российской империи, размещалось в Царском Селе с 1811 по 1843 год. Здесь прошла юность и становление поэта Александра Пушкина. Программа лицея была разработана статс-секретарём Михаилом Сперанским и представлена императору еще в декабре 1808 года вместе с запиской «Об усовершении общего народного воспитания». В проекте программы специального лицея излагались предварительные правила, принципы обучения и воспитания в будущем Царскосельском лицее. 1 января 1810 года, с учреждением Государственного совета, Сперанский стал государственным секретарём — самым влиятельным российским сановником и вторым после императора лицом в государстве. Последний разработал целую систему переустройства империи, и образования в частности. По его предложению в 1810 году был учреждено новое учебное заведение – Лицей, с расположением в императорской резиденции – Царском Селе. В том же году 12 (24) августа Лицей был основан по указу императора Александра I для обучения дворянских детей и ориентирован в первую очередь на подготовку государственных просвещённых чиновников высших рангов. Тогда и пригодился пустующий флигель Екатерининского дворца со стороны церкви. Его построил русский зодчий Илья Неелов, помощник Джакомо Кваренги в 1789-1792 годах для гостящих у бабушки великих княжон, дочерей Павла Петровича (будущего императора Павла I). За год архитектор Стасов приспособил здание под учебные классы, кабинеты, комнаты для проживания воспитанников и преподавателей. Торжественное открытие состоялось 19 октября 1811 года. Этот день впоследствии отмечался выпускниками как «День лицея». Первоначально Сперанский видел задачу Лицея в «выращивании» нового поколения просвещенного чиновничества. Предполагалось, что и младшие братья императора Николай и Михаил будут учиться вместе с согражданами. Для этого первый набор учеников проходил и по уровню знаний, и по известности родов. От идеи обучать братьев вместе с «простыми» гражданами Александр I быстро отказался. В остальном общая идея элитного высшего, при этом бесплатного, образования сохранилась. Направленность учебных программ была разносторонней, но с гуманитарно-юридическим уклоном. Первоначально лицей находился в ведении Министерства народного просвещения, в 1822 году подчинён военному ведомству. Детей принимали в возрасте 10-12 лет. Продолжительность обучения первоначально составляла 6 лет (два трёхгодичных курса, с 1836 года — 4 класса по полтора года). Предметы делились на группы:
Утренний подъём в Лицее был ранним – в 6-00, уже через час начинались уроки, перемежавшиеся длительными прогулками в царскосельских парках. Оценки выставлялись от «1» до «4», где «единица» – лучшая. «Нулем» обозначали отсутствие знаний по предмету и стремления к их получению. Поскольку творческие наклонности подопечных учителя старались развивать, то и написание стихов приветствовалось. Воспитанники были заняты целый день. В свои комнаты они возвращались только после ужина к отбою в 22-00. Для пожелавших далее пойти на военную службу отдельно проводились соответствующие занятия. Выпускникам в зависимости от успеваемости присваивались гражданские чины – от самого младшего 14 до 9 ранга, или военные, наравне с окончившими пажеский корпус. Важно: телесные наказания были запрещены, чтобы дети учились не из страха, а осознанно. Первым директором Лицея (1811—1814) стал дипломат, публицист и просветитель Василий Федорович Малиновский. Главной особенностью учебного заведения было немалое новшество — главные дисциплины преподавали только русские педагоги. Все лицейские профессора и преподаватели были людьми молодыми, не достигшими тридцатилетнего возраста. Все они получили основательное российское и европейское образование. Три профессора (Куницын, Кайданов и Карцев) окончили Петербургский педагогический институт и продолжили образование за границей. В Геттингене, Иене и Париже они слушали лекции европейских знаменитостей. Другой особенностью Царскосельского лицея был запрет телесных наказаний воспитанников, закреплённый в лицейском уставе. В 1811 году первыми воспитанниками Лицея стали 30 человек, из них 18 были православными, остальные — лютеранами или католиками. Царских братьев среди них, как первоначально предполагалось, не числилось. Учеба Александра Сергеевича Пушкина
«Пушкин на экзамене в Царском Селе 8 января 1815 года», картина И. Е. Репина 1911 г. Будущий великий поэт попал в число первых лицеистов по ходатайству дяди, достаточно известного стихотворца Василия Львовича. Род Пушкиных по отцу упоминался в летописях Смутного времени, а арап Абрам Ганнибал – прадед по матери, был названным сыном Петра I. Идеальным ученик по кличке Обезьяна не был. Юного Александра Пушкина интересовали только русская и французская словесность, а также все спортивные занятия. Стихи он часто сочинял прямо на уроках, не вникая в изучаемый предмет. Знаменитым его сделало выступление на открытом экзамене по литературе в 1815 году, когда он в присутствии признанного мэтра Гавриила Державина прочитал собственное произведение «Воспоминания в Царском селе». Пушкин закончил Лицей на одном из последних мест по успеваемости с получением десятого чина по Табели о рангах. Главное, чему научились первые лицеисты, – крепкой мужской дружбе. С Иваном Пущиным Пушкин оказался соседом по комнатам. Их характеры дополняли друг дружку, как правильно подобранные пазлы: взрывной, нетерпеливый, бойкий на язык Пушкин и спокойный, рассудительный Пущин. Долгие ночные беседы через неполную стенку между «кельями» привели к полному взаимопониманию и товариществу. Еще друзьями Александра были Антон Дельвиг и Вильгельм Кюхельбеккер. Их сближали любовь к поэзии и собственные творческие опыты. Один отличался необыкновенной ленью, второй – нескладной фигурой и крайней обидчивостью. В целом первый набор лицеистов оказался самым «звездным» в истории России. Из 29 человек, завершивших обучение, 16 были выпущены по гражданской части, 13 – по военной. Князь Александр Горчаков прошел все ступени дипломатической карьеры до министра иностранных дел и канцлера. Пущин и Кюхельбеккер оказались среди декабристов. Федор Матюшкин всю жизнь служил во флоте, в отставку вышел адмиралом. Дельвиг особых карьерных успехов не достиг из-за природной лени. Его стихи печатались и перелагались в романсы (например, «Соловей»). Лицейский флигель – это четырехэтажное здание в классическом стиле, но минимумом декоративных украшений по фасаду. По плану Стасова на первом этаже располагались хозяйственные помещения, комнаты, где жили гувернеры и другой персонал Лицея. На втором этаже размещались больница, конференц-зал, столовая и кабинет директора. Третий этаж – учебный: классы, кабинеты, большой актовый зал. На самом верху – комнаты воспитанников (дортуары). Точному описанию помещений времен Пушкина мы обязаны воспоминаниям его друга Ивана Пущина. Актовый зал Помещение площадью 88 м2 оформлено в стиле ампир. На стенах – древнеримская атрибутика, показывающая связь лицейского образования с античным просвещением. Главная реликвия – подлинник императорской жалованной Грамоты с уставом учебного заведения и манифестом о его открытии. В повседневной жизни в зале проводились не только торжественные собрания. Здесь ученики занимались танцами и фехтованием, отдыхали между уроками. Библиотека Помещение расположено в переходе из Екатерининского дворца в основной корпус Лицея. Из многих тысяч томов с экслибрисами учебного заведения сохранились около 700 книг, в том числе:
Место для чтения и обсуждения свежих новостей, особенно популярное в дни военных действий. На стене – карта Российской империи 1812 года. На столике – номера «Северной почты» с описаниями боев в период отступления русских армий и лист из журнала «Сын Отечества» с басней Крылова «Волк на псарне». Классы пения и рисования Рисунки учащихся – Данзаса, Малиновского, Бакунина, Пушкина, Мясоедова. Работы Пушкина в классе рисования В одном на фортепьяно времен Екатерины Великой хранится «Прощальная песнь», написанная Дельвигом к выпускному празднику 1817 года на музыку лицейского преподавателя Теппера. Проходная Выставлены копии страниц лицейских рукописных журналов с карикатурами на учащихся и преподавателей, с автографами стихов Пушкина, Дельвига, Илличевского, Кюхельбеккера. Главный учебный класс Именно в нем проводили большинство уроков, кроме физики, пения и рисования. Парты специальной формы расставлены полукругом. Учащиеся не имели закрепленных мест. Их рассаживали в зависимости от успеваемости по разным предметам. На русской словесности Александр Пушкин сидел в первом ряду, а на математике – «на Камчатке». Четвертый этаж Комната Пушкина Большой коридор с дортуарами на 30 человек. № 13 – комната Ивана Пущина, № 14 – Александра Пушкина. Условия – спартанские: из мебели – узкая кровать, конторка (наклонный столик), жесткий стул, комод для личных вещей и умывальник. Температура в помещениях зимой: +13º С. Табель успеваемости лицеистов Кроме коллекции минералов здесь хранится табель успеваемости лицеистов за предпоследний год обучения. Пушкин – на 26 месте с «единицами» по русской литературе, французской риторике и фехтованию и «нулями» по математике, немецкому языку, физике и… рисованию. Впоследствии здание неоднократно перестраивалось. Сначала Николай I велел вместо отдельных комнаток устроить большие спальни казарменного типа. Затем, когда Лицей переехал в столицу, опустевшие помещения отдали под устройство жилья для чиновников. После Октябрьской революции здание превратили в коммунальные квартиры. В среде лицеистов в 1860 году, накануне пятидесятилетия Лицея, впервые возникла мысль о памятнике Пушкину, однако, первый памятник поэту было решено установить в Москве, где он родился. В торжественной обстановке 6 июня 1880 года на Тверском бульваре был открыт памятник Пушкину работы Александра Опекушина. В связи с приближением 100-летия со дня рождения поэта, жители Царского Села предложили создать памятник в городе, где прошла юность Пушкина. По подписке было собрано 2,5 тысячи рублей, недостающую сумму в 10,5 тыс. рублей внесли городские власти. Открытие состоялось 15 октября 1900 года в присутствии великой княгини Елизаветы Маврикиевны с августейшими детьми князьями Иоанном и Гавриилом Константиновичами и её высочеством княжной Татьяной Константиновной, сына покойного поэта генерал А. А. Пушкина. Сергей Есенин и его почитатели у памятника Пушкину в Лицейском саду. В последние годы жизни Есенин признавался, что пришел к Пушкину и называл его своим любимым поэтом. Первая фотография Есенина с памятником Пушкину не сохранилась. В другой свой визит летом 1924 года Есенин был заснят на памятнике со своим другом В. И. Эрлихом и студентами сельскохозяйственного института. В годы Великой Отечественной войны памятник Пушкину жители города закопали на территории Лицейского садика и сохраняли в тайне местоположение тайного убежища. Постамент же оставался на месте, и немецкие солдаты упражнялись на нём в стрельбе. В апреле 1945 года бронзового лицеиста подняли, отреставрировали, а 17 июня памятник был вновь открыт. Фрагмент стихотворения Александра Пушкина 19 ОКТЯБРЯ (Это день основания лицея, постоянно отмечавшийся лицеистами первого выпуска) Роняет лес багряный свой убор, Сребрит мороз увянувшее поле, Проглянет день как будто поневоле И скроется за край окружных гор. Пылай, камин, в моей пустынной келье; А ты, вино, осенней стужи друг, Пролей мне в грудь отрадное похмелье, Минутное забвенье горьких мук. Печален я: со мною друга нет, С кем долгую запил бы я разлуку, Кому бы мог пожать от сердца руку И пожелать веселых много лет. Я пью один; вотще воображенье Вокруг меня товарищей зовет; Знакомое не слышно приближенье, И милого душа моя не ждет. Я пью один, и на брегах Невы Меня друзья сегодня именуют... Но многие ль и там из вас пируют? Еще кого не досчитались вы? Кто изменил пленительной привычке? Кого от вас увлек холодный свет? Чей глас умолк на братской перекличке? Кто не пришел? Кого меж вами нет? |
Комментарии
Отправить комментарий